Опыт обеспечения безопасности на транспорте в разных странах

Опубликовано: 19.11.2019 13:05
Фото – 123ru.net

Опыт обеспечения безопасности на транспорте в Израиле, Испании, Ирландии и Великобритании.

Израиль

Транспортный комплекс Израиля является одним из основных потенциальных объектов терроризма. Агентство безопасности Израиля (ISA) еще с начала 1970‑х годов приступило к разработке и внедрению в практику более совершенных современных и перспективных технологий и концепций противодействия терроризму и защиты израильских объектов от атак.

Весь персонал ISA проходит профессиональную подготовку в Академии безопасности агентства (ISA Secu­ri­ty Acad­e­my). Ее слушателей обучают “классическим” методам поиска и “изоляции” угроз среди масс людей, например, среди пассажиров самолетов — методам проверки, выявления и изоляции потенциально опасных личностей. При этом к разным людям, например, среди пассажиров самолета, поезда или автобуса, подход должен быть разный, в зависимости от обстоятельств, поведения человека.

В Академии безопасности специалистов-“селекторов” профессионально готовят к тому, чтобы они были способны тонко чувствовать и улавливать характерные нюансы поведения человека, замечать малейшие подозрительные признаки наличия потенциальной опасности. В ряде случаев с их помощью удавалось выявить наличие взрывных устройств в багаже пассажиров, даже заложенных без их ведома.

Руководство ISA особо подчеркивает, что предотвращение терактов на израильских пассажирских самолетах, особенно взрывов во время полета, является “высшим приоритетом” в работе агентства. Поэтому оно внедрило уникальные стандарты и методы работы с пассажирами.

В начале 1970‑х годов в Израиле была запущена программа по сопровождению полетов вооруженными сотрудниками безопасности. Количество охранников определяется специальным подразделением ШАБАКа (Службы общей безопасности) в соответствии с потенциальным уровнем риска на том или ином маршруте. Их количество может варьироваться в течение года в соответствии с поступающей разведывательной информацией. Кабины пилотов оснащены усиленными пуленепробиваемыми дверьми.

Израильские авиакомпании принимают дополнительные меры безопасности, большинство из которых скрыты от посторонних глаз.

Вся территория аэропорта имени Бен-Гуриона (Тель-Авив) обнесена стеной с многочисленными видеокамерами кругового контроля. Таким образом, контроль пассажиров начинается с момента их приближения к аэропорту. Первый контактный контроль начинается при въезде автотранспорта на территорию аэропорта: хорошо обученные сотрудники внимательно осматривают и при необходимости останавливают машины.

Несколько ступеней проверок пассажиры проходят в самом аэропорту. Обязательное собеседование при паспортном контроле и на регистрации: выясняются цели полета, наличие чужого багажа, кто собирал багаж пассажира — все по специальному опроснику. С помощью технических средств просвечивается сам багаж и одежда пассажиров, естественно, существует фейсконтроль. Переодетые в штатское психологи растворяются в толпе и ведут наблюдение поведенческих реакций пассажиров. Зоны для пассажиров, прошедших паспортный контроль, обнесены пуленепробиваемым стеклом.

С 2005 года на всех пограничных контрольных пунктах въезда и выезда в стране установлена система пограничного контроля и регистрации — BCRS-2000 (Bor­der Con­trol and Reg­is­tra­tion Sys­tem), которая обеспечивает возможности многоведомственного доступа в информационную базу данных и более эффективный мониторинг и контроль за всеми приезжими путешественниками на территории страны.

Службы безопасности и контроля Израиля принимают меры по внедрению и использованию адаптированных к задачам опознавания людей новейших сенсорных технологий, которые ранее создавались для оснащения высокоточных ракетных систем, а теперь приспосабливаются для специальных систем контроля и “экранирования” больших масс людей, в частности, в аэропортах и общественных местах.

Наземные средства транспорта Израиля оснащены специальными устройствами, которые позволяют не впустить террориста в случае его выявления. Происходит блокировка входа. Устройства улавливают взрывчатку.

Для обеспечения охраны морских портов Израиля введен режим контроля за каждым кораблем, судном или катером, появляющимся у морского побережья государства. Для этих целей зачастую привлекаются даже водолазы ВМС Израиля.

В Израиле, указывают обозреватели журнала “Все о вашей безопасности”, в последние годы существенно увеличен бюджет служб безопасности на транспорте. Деньги направляются в основном на усиление охраны израильских железных дорог. На вокзалах и в вагонах поездов устанавливаются видеокамеры нового поколения.

Испания

Особый режим безопасности на транспорте для Испании — норма, которая соблюдается вот уже на протяжении шести лет с того момента, как 11 марта 2004 года в пригородных поездах в Мадриде прогремели взрывы, унесшие жизни 191 человека и ранившие более 2 тысяч испанских граждан.

Вся без исключения ручная кладь и весь багаж пассажиров на железнодорожных вокзалах проходят тщательнейшую проверку — контроль, который по своей строгости ничуть не уступает аналогичной процедуре в аэропортах. Традиционная частная вооруженная охрана, работающая на вокзалах, дополнена патрулями специального назначения Национальной полиции, а именно бойцами отряда “Кентавры”. Кроме того, на вокзалах используется практика выборочной проверки документов.

Практически сразу после трагедии 2004 года в мадридском метро были установлены около 4 тысяч дополнительных камер видеонаблюдения, было произведено расширение штата частной охраны, а также создан специальный отряд Национальной полиции, в обязанности которого входит патрулирование метрополитена. Кроме того, частные охранники обзавелись собаками, обученными искать различные взрывчатые вещества.

Охранники, как правило, стоят у входа — у турникетов — и следят за входящими пассажирами. Они наделены правом останавливать пассажиров, требовать у них документы и производить досмотр. В случае выявления каких-либо подозрительных личностей вызываются сотрудники полиции.

Когда в стране объявляется повышенная готовность на случай терактов (это происходит обычно перед праздниками, важными государственными визитами, крупными международными форумами), на транспорте увеличивается присутствие полиции, а некоторые объекты на железной дороге берутся под контроль военными.

Обеспечение безопасности в городском транспорте — это одна из главных задач, стоящих перед всеми силовыми структурами Испании. Именно поэтому система электронного наблюдения на всех транспортных объектах постоянно модернизируется, а физическое присутствие сотрудников полиции в метро и на железнодорожных станциях с каждым годом увеличивается.

Ирландия

Опыт Ирландии показывает, что одним из наиболее действенных способов предупреждения и расследования актов терроризма на транспорте является внедрение и использование современных информационных технологий.

В первую очередь это внедрение комплексных систем безопасности, увязанных в один единый «ситуационный центр» информации, получаемой от локальных систем видеонаблюдения и технического контроля.

В 2007 году Международное полицейское управление Ирландии An Gar­da Siochana и Иммиграционная  служба (INIS) подписали соглашение с компанией Motoro­la о развертывании биометрической системы снятия отпечатков пальцев.

Система позволит оперативно снимать и отправлять отпечатки пальцев всех ищущих политическое убежище на проверку в центральную базу данных отпечатков ЕС, EURODAC.

Великобритания

После взрывов 7 июля 2005 года в Лондоне правительство Великобритании приняло глобальные меры по предотвращению терактов на транспорте.

Были усилены меры безопасности в аэропортах, компания Вri­tish Air­ways запретила пассажирам брать на борт самолетов ноутбуки, мобильные телефоны и айподы. Министерство транспорта сообщило всем пассажирам, что им запрещено брать на борт любой ручной багаж, включая футляры для очков и бутылки с жидкостью для контактных линз.

В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Испытания прошли специальные «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой‑либо предмет без присмотра.

Правительство начало подготовку добровольцев — «армию информаторов», на случай экстренных ситуаций. Добровольцев научили замечать признаки заговоров и действовать в экстренных ситуациях.

Были улучшены системы радиосвязи для общения водителей поездов метро с их операторами, Лондонской пожарной бригадой, Лондонской службой скорой помощи и полицейской службой метро.

Из‑за не справляющейся с количеством звонков телефонной линии Бюро несчастных случаев после теракта, были начаты разработки новой системы: перенаправление звонков за пределы Лондона, создание бесплатного номера для будущих бюро.

Станции оборудовали металлодетекторами, большим количеством камер слежения. На станциях появились полицейские с собаками, вынюхивающие взрывчатку.

Осенью 2006 года после предотвращения в Великобритании террористического акта, организаторы которого намеревались использовать для уничтожения самолетов жидкую взрывчатку, чрезвычайные меры безопасности были приняты во всех британских аэропортах.

Министерство транспорта совместно с British Air­ways выпустило особые рекомендации для пассажиров. Эти предписания обязаны соблюдать все вылетающие из британских аэропортов, а также пассажиры, летящие через Великобританию транзитом.

Согласно распоряжению министерства, на борт запрещено проносить ручную кладь и иметь что‑либо в карманах. Пассажирам разрешено взять с собой один пластиковый пакет (желательно прозрачный), в котором может лежать следующее: небольшой бумажник или кошелек с содержимым (деньгами, кредитными карточками, удостоверениями личности и пр.), документы, необходимые для путешествия (паспорт и билет), выписанные врачом лекарства и медпрепараты в количестве, необходимом для полета (например, набор для диабетиков), обычные и темные очки без чехлов, контейнер для линз, но без бутылки с раствором. Дамские сумочки проносить на борт нельзя.

Пассажирам с детьми разрешено проносить на борт детское питание и молоко (содержимое каждой бутылочки сопровождающий ребенка взрослый должен попробовать), а также гигиенические принадлежности (подгузники, салфетки, крем и пакеты для использованных подгузников), но только в количестве, необходимом для полета. Разрешены женские гигиенические средства без коробок, бумажные салфетки (без коробок) и/или носовые платки, ключи без электрических брелоков.

Новые унифицированные правила для авиапассажиров вступили в силу в Великобритании и других странах ЕС с 6 ноября.

В дальнейшем британское министерство транспорта неоднократно ослабляло ограничения на провоз ручной клади пассажирами.

С 15 августа пассажирам британских аэропортов, в том числе лондонского Хитроу, вновь было разрешено брать с собой в салон одно место ручной клади, размеры которого не превышают 45х35х16 сантиметров.

Разрешено иметь при себе электронные приборы, в том числе музыкальные плееры и портативные компьютеры, лекарства по рецептам и детское питание, которое родители должны будут попробовать на вкус в присутствии сотрудников служб безопасности.

С 22 сентября авиапассажирам было разрешено брать с собой на бортодно место ручной клади размером до 55х45х25 сантиметров. Кроме того, разрешены к провозу музыкальные инструменты в футлярах.

C 7 января 2008 года ряд британских аэропортов разрешил своим пассажирам брать два места ручной клади, а не одно, как было раньше. Власти разрешили 22 аэропортам Соединенного Королевства увеличить лимит ручной клади авиапассажиров после установки современных сканеров для проверки багажа.

При этом введенные ранее правила провоза жидкостей в салоне самолета изменений не претерпели.

Необходимость дальнейшего ужесточения безопасности на транспорте возникла после инцидента 25 декабря 2009 года, когда попытка совершить теракт произошла в самолете американской авиакомпании Delta Airlines.

С 1 февраля 2010 года лондонский аэропорт Хитроу и аэропорт Манчестера начали выборочное сканирование авиапассажиров в полный рост с помощью новых устройств. Люди заходят в кабинку, где с помощью рентгеновских лучей малой силы создается трехмерное черно‑белое изображение их обнаженного тела. Полученные анонимные изображения после просмотра офицером безопасности в отдельной комнате подлежат уничтожению.

Службы безопасности аэропортов проводят выборочную проверку пассажиров, однако она носит обязательный характер. Если пассажир выбран для сканирования и отказывается его проходить, он не допускается к полету.

1 1 голос
Рейтинг статьи

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость