Обеспечение безопасности школ в США

Опубликовано: 18.12.2019 17:28

Проблема особенно остро стоит в США, где накоплен свой опыт по обеспечению безопасности образовательной среды.

Прежде всего, следует отметить, что в США принято разделять задачи по построению безопасного учебного процесса (safe­ty) и обеспечению безопасности самих учебных заведений (secu­ri­ty). В первую группу попадает комплекс мероприятий по сертификации учебных заведений, преподавателей и процедур построения учебного процесса. Ко второй группе относятся меры по обеспечению безопасности учебного заведения, осуществляемые совместно с поли- цией, муниципальными учреждениями, общественными организациями и т.п.

В США отсутствует центральный орган, занимающийся обеспечением безопасности образовательной среды. Любые инициативы в этой сфере исходят от некоммерческих и обще- ственных организаций. Ряд таких организаций предоставляет свои услуги на коммерческой основе в рамках одного или нескольких штатов. Другие организации на открытой основе публикуют свои рекомендации и презентуют их на различных конференциях. На общенациональный охват могут с натяжкой претендовать лишь несколько организаций, как например Национальная Ассоциация Школьных Сове- тов (NSBA) и Национальный центр обеспечения безопасности школ (Nation­al School Safe­ty Center).

Самый актуальный документ федерального уровня разработан в США в 2013 г. совместно министерствами образования, здравоохранения, национальной безопасности, юстиции и ФБР. Это «Руководство по разработке высоко- качественных планов поведения в экстренных ситуациях», которое носит исключительно рекомендательный характер. Потенциальные угрозы разделены в этом документе на 4 категории:

  • угрозы местоположения: соседство с промышленными районами, зонами высокого техно-

генного риска, высокой сейсмической опасности, зонами с повышенным уровнем преступности. В этот раздел включены соответствующие рекомендации по обследованию инфраструктуры учебных заведений и прилегающих территорий на предмет опасных строений, сооружений и т.п.;

  • культурные и социальные угрозы: социально-психологическая среда в учебном заведении, риски по национальным и религиозным факторам, случаи запугивания, хулиганства и напряжённых взаимоотношений. Описаны меры по улучшению социально-психологического климата;
  • внешние угрозы: частично пересекаются с угрозами местоположения. Рекомендованы

такие меры, как анализ мест проживания учащихся, маршрута их перемещений от дома к учебному заведению, установление контактов с правоохранительными органами, регулярное ведение досье на трудных детей и сотрудников;

  • резервы: в этом разделе содержатся практические рекомендации по наличию технических средств обеспечения безопасности, оказания первой помощи, квалифицированного персонала (включая привлекаемый на договорной основе), персонала с опытом работы в условиях чрезвычайной ситуации, опытом военной службы и т.п. Рассмотрены вопросы составления планов эвакуации и специальные мероприятия по эвакуации инвалидов.

Подавляющее большинство рекомендаций, приведённых в этом документе, относятся к сфере противодействия чрезвычайным ситуациям, таким как землетрясения, пожары и т.п. Даются рекомендации по проведению учений по действиям в чрезвычайных ситуациях. Отдельное внимание уделяется работе с инвалидами, и специфике работы в многоязычной среде. Ещё раз отметим, что все рекомендации, изложенные в этом документе, не являются обязательными.

Подобное состояние системы мер по обеспечению безопасности образовательной среды может показаться удручающим, если не учитывать специфику США, с делегированием многих полномочий на уровень самоуправления штатов или муниципалитетов, а также особенности американского уклада жизни. Большинство американцев проживают в компактных пригородных зонах, где велика роль местных общественных организаций, действующих совместно с муниципальными властями. Нередко такие организации формируются вокруг церковных приходов. Эти сообщества и определяют комплекс мероприятий по обеспечению безопасности, причём не только учебных заведений, но и всей зоны проживания.

Одной из важнейших задач, которые решаются такими сообществами, является обеспечение безопасности транспортировки учащихся и аренда для этой цели общественного транспорта.

Считается, что таким образом из спектра угроз ученикам исключаются инциденты на дорогах, нападения по пути в школу и из школы и т.п. Сообщества делегируют своих представителей в школьные советы, которые совместно со школьной администрацией решают широкий круг вопросов. Школьные советы организуют контакты с медицинскими учреждениями, полицией и пожарными частями, иногда – с волонтёрами. Например, Американская ассоциация автомобилистов привлекается к добровольному патрулированию районов вокруг школ.

Изучая публикуемые местными школьными советами материалы, можно прийти к выводу, что важнее всего для обеспечения безопасности создать в школе дружественную, психологически комфортную среду. Большое внимание уделяется наличию штата профессиональных психологов, в некоторых случаях среди них должны быть специалисты, чья квалификация позволяет купировать психические расстройства медикаментозными средствами.

В крупных городах школьные советы особое внимание уделяют соблюдению таких правил безопасности, как:

  • установка детекторов металла;
  • ограничение доступа на территорию и организация пропускного режима с использованием личных карточек;
  • запрет на использование непрозрачных сумок и рюкзаков для обеспечения возможности

визуального досмотра при посещении территории;

  • регламентация работы горячих линий с полицией и другими службами;
  • регламентация досмотра личных шкафчиков учащихся.

В регулярно публикуемых отчётах школьных советов рассматриваются следующие проблемы безопасности:

  • Информационная безопасность. Часто отмечается распространение порнографии, психологическое давление в социальных сетях, пропаганда наркотиков, контроль над кибер- преступностью. За последние несколько лет в связи с распространением мобильных устройств, подключенных к Интернету, эта проблема по значимости вышла на первое место, опередив проблему хулиганства;
  • Запугивание, вымогательство,  хулиганские действия. Согласно регулярно публикуемой статистике, жертвами хулиганов становятся около 14% учащихся, причём 3% периодически вынуждены избегать посещения школы из-за угроз. Наиболее распространены хулиганские действия в школах со смешанным националь- но-этническим составом, отмечаются случаи сексуальных домогательств;
  • Распространение наркотиков и алкоголя. Наблюдается чёткая корреляция с расположением образовательных учреждений вблизи не- благополучных районов. Напротив, ряд школь- ных советов не сталкиваются с такой проблемой;
  • Использование физических наказаний. Зафиксированы отдельные случаи, вызывающие большой общественный резонанс.

Какие же действия предпринимаются для предотвращения инцидентов со смертельным исходом, по которым США удерживают прочное лидерство, опережая остальной мир более чем в 10 раз? Есть ли принятые практики противодействия терроризму и экстремистской идеологии? Приходится констатировать, что нет.

Несмотря на тревожную статистику, любой случай стрельбы в учебном заведении продолжает считаться экстраординарным. Считается, что причина почти всех таких случаев заключается в неблагополучной социально-психологической обстановке в семье, а не в школе. Из рекомендаций можно выделить проведение регулярных консультаций со школьным психо- логом и раннюю диагностику проблем, которые могут привести к психическому срыву. Опубликованные руководства составляются исходя из предположения о том, что школа и окружающее её сообщество (в большинстве случаев довольно компактное) – это дружественная и психологически комфортная среда. Из чего делается вывод, что проблемы могут возникать лишь в зоне, которая не контролируется обществом: в семье, в среде друзей и родственников.

Вопросы противодействия экстремизму и терроризму на уровне образовательных учреждений в США не ставятся. Они относятся к зоне ответственности федеральных органов вла- сти. Напомним, что по статистике инциденты на почве экстремизма крайне редки. Ближе всего к актуальной для Европы проблеме экстремист- ской идеологии стоят вопросы религиозных фундаментальных течений и сект. Впрочем, эти вопросы тоже выходят за рамки обеспечения безопасности образовательной среды и, в соответствии с американским подходом, квалифицируются как проблемы сообщества, города или штата.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость