Александр Сафроненко: Транспортная безопасность – одна из основ национальных интересов России

Опубликовано: 03.11.2020 10:10

Председатель Правления Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» Александр Сафроненко в интервью журналу «Мир Безопасности» рассказал о работе сотрудников охраны на транспорте и взаимодействии с РЖД.

– Александр Данилович, расскажите нашим читателям, когда и почему возникла идея создания СРО «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ». По какой причине была выбрана форма объединения в виде СРО и оправдала ли она ваши ожидания?

– До 2019 года на полигоне ОАО «РЖД» охрану имущества и защиту от актов незаконного вмешательства обеспечивало более 300 различных организаций, большинство из которых из-за отсутствия материально-технических и людских ресурсов оказывало услуги не в полном объёме, ненадлежащего качества, способствовало возникновению демпинга, уходило от ответственности за нарушение договорных обязательств. В таких условиях важной задачей стало создание возможности стандартизации, регулирования и контроля деятельности в сфере безопасности на железнодорожном транспорте. Учитывая особенности деятельности частных охранных организаций и предприятий транспортной безопасности, такими полномочиями по выработке единых стандартов, регулированию и контролю обладают саморегулируемые организации.

В 2018 году частные охранные организации и подразделения транспортной безопасности, включая ООО «Охранное предприятие «РЖД-ОХРАНА» и ООО «РЖД-ТБ», направили в адрес ОАО «РЖД» предложение по созданию на полигоне железной дороги саморегулируемой организации в сфере обеспечения безопасности. Руководство ОАО «РЖД» данное предложение поддержало, и в декабре 2018 года была подготовлена и утверждена дорожная карта с основными этапами формирования СРО в сфере обеспечения безопасности, создания мониторингового центра, заключения соглашения о взаимодействии с ОАО «РЖД», подготовки проектов квалификационных отборов и пр., и уже в апреле 2019 года была зарегистрирована Некоммерческая организация Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ», а в июне 2019 года решением Росреестра Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» получила статус саморегулируемой организации.

Главной целью Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» является не только защита прав и интересов её членов, но и обеспечение добросовестного исполнения членами саморегулируемой организации своих обязанностей перед заказчиками услуг. При этом все финансовые вопросы, необходимые для создания и функционирования Ассоциации, осуществляются непосредственно членами Ассоциации и не требуют привлечения дополнительных ресурсов от государственных органов и заказчиков услуг.

Даже в условиях пандемии Ассоциация показала свою общественную и экономическую стойкость, а входящие в её состав частные охранные организации и подразделения транспортной безопасности доказали способность эффективно работать и наращивать свой потенциал. Без сомнений, Ассоциация является эффективным инструментом, позволяющим в соответствии с действующим законодательством осуществлять централизованное регулирование в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

– Чем отличается работа сотрудников охраны на транспорте от охраны других объектов, по Вашему мнению?

– Прежде всего необходимо обозначить, об охране каких объектов идёт речь, когда мы говорим о безопасности транспортной инфраструктуры. Данное понятие охватывает самый широкий спектр объектов, предназначенных для передвижения, стоянки, ремонта и остановок разных видов транспорта.

Таким образом, под защитой транспортных объектов подразумевают меры по обеспечению безопасности речных, морских, автомобильных, железнодорожных и аэровокзалов, автострад, мостов, тоннелей, железнодорожной колеи, речных шлюзов, судоверфей, авиационных ангаров, авторемонтных предприятий. К этой же категории можно отнести объекты стоянки и обслуживания различной спецтехники.

Такое разнообразие требует исключительно индивидуального подхода к обеспечению защиты каждого объекта транспортной инфраструктуры. Общими являются только задачи, поставленные перед сотрудниками частных охранных предприятий. Здесь можно выделить охрану материально-технических ценностей, защиту здоровья и жизни обслуживающего персонала, предотвращение актов вандализма и терроризма.

Процедура предоставления услуг охраны транспортных объектов сотрудниками частной охранной службы характеризуется глубоко индивидуальным подходом. Выбор необходимых мер, направленных на обеспечение безопасности, зависит от типа объекта, его масштабов, требований заказчика, а также наличия дополнительных законодательных актов, регулирующих данную сферу.

– Александр Данилович, каковы требования при отборе кандидатов на работу?

– Требования, предъявляемые к кандидатам в работники частной охранной организации, закреплены в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также в Стандартах Ассоциации.

В соответствии с п.2 статьи 1.1. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: «частный охранник – гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией».

Помимо всего перечисленного в этом определении, согласно данному закону, не сможет получить служебное удостоверение человек, не прошедший медицинское обследование и не предоставивший медицинское заключение о возможности выполнять данную работу, исходя из состояния здоровья. Наличие судимости за преступление, совершённое умышленно, – ещё одна причина, по которой невозможно работать в охране. Даже если лицу только предъявлено обвинение, но ещё нет решения судебного органа, в охране ему не место, гласит закон. Препятствием будет и привлечение к ответственности по административным нарушениям (дважды в течение года) до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Отдельно указан запрет занимать должности в охране уволенным с госслужбы, включая органы поддержания правопорядка, если основанием для этого стали систематические проблемы с дисциплиной и ряд других причин и после увольнения прошло меньше трех лет. Кроме того, для работы в охранной организации нужно пройти дактилоскопическую регистрацию. Все эти требования подробно изложены в статье 11.1 указанного закона. Удостоверение охранник может получить на 5 лет, а далее продлевать, регулярно проходя повышающее квалификацию обучение.

Также данного удостоверения можно и лишиться, в частности при привлечении к ответственности в результате употребления наркотиков, нарушения общественного порядка или если возникают обстоятельства, препятствующие иметь статус частного охранника, а также когда человек добровольно от него отказывается.

Ну и, конечно, кандидату нужно обладать настойчивостью, наблюдательностью, выносливостью и способностью организма длительно находиться в активном состоянии. Профессия охранника требует хорошей долговременной памяти на внешние данные, наблюдательности за поведением людей и изменениями в окружающей обстановке. Кандидат должен уметь проявлять инициативу и ответственность за происходящее, должен уметь воссоздать зрительный образ согласно словесному описанию, иметь быструю реакцию на осмысление предоставленной информации и эмоционально-волевую устойчивость.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2016 №104 утверждён перечень документов, необходимых при приёме на работу лиц, чьи трудовые обязанности связаны с обеспечением транспортной безопасности.

В соответствии с изданным приказом работодатели, принимающие сотрудника для выполнения обязанностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности, или непосредственно для выполнения такой работы, должны потребовать от кандидата предоставить для оформления трудового договора документы, указанные в утверждённом перечне. Кроме стандартного списка документов, необходимых при трудоустройстве во множество российских организаций, в официальный перечень документов, необходимых при приёме в сферу транспортной безопасности, добавлены некоторые специфические справки.

К таким относятся:

– документ, подтверждающий наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования;

– медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний;

 – медицинское заключение, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

 – документ, подтверждающий отсутствие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Кроме этого, 19 января 2018 года вступили в силу новые требования к сотрудникам транспортной безопасности, разработанные Минтрансом. Теперь они должны обладать высокими моральными и нравственными качествами, способностью самоконтроля, пунктуальностью и дисциплинированностью.

Одно из новшеств – стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, способность удерживать внимание в условиях монотонного потока транспорта и пассажиров. Пригодность кандидата для работы в должности сотрудника безопасности на транспорте будет определяться компьютерным тестированием с использованием специальных психологических и психодиагностических тестов. Причём они должны соответствовать конкретному виду транспорта, на котором в дальнейшем намерен осуществлять деятельность соискатель.

– Как Вы в интересах обеспечения высокого уровня безопасности на объектах транспорта осуществляете взаимодействие с руководством ОАО «РЖД»?

– В июне 2019 года в целях реализации деятельности заключено соглашение о взаимодействии между ОАО «РЖД» и Ассоциацией, в рамках которого Ассоциация приняла на себя обязательства по проведению дополнительных проверок полноты и качества оказания услуг предприятиями транспортной безопасности, работающими на полигоне ОАО «РЖД», созданию единого мониторингового центра, стандартизации формы одежды и многое другое. Ассоциацией проведена большая работа по стандартизации форменной одежды сотрудников транспортной безопасности и дизайну корпоративного стиля. Рекомендованные образцы форменного обмундирования и амуниции согласованы с руководством ОАО «РЖД» и направлены членам Ассоциации для пошива и дальнейшей экипировки личного состава транспортной безопасности.

По поручению ОАО «РЖД» Ассоциацией была составлена дорожная карта – план оперативных мероприятий по организации работы СРО по обеспечению защиты от актов незаконного вмешательства и охраны объектов ОАО «РЖД» в условиях распространения коронавирусной инфекции. Одновременно с этим на базе мониторингового центра ежесуточно собиралась информация о заболевших коронавирусной инфекцией сотрудниках ПТБ с последующим докладом в дежурную часть Департамента безопасности ОАО «РЖД».

Кроме этого, руководство Ассоциации регулярно проводит встречи и совещания по наиболее важным вопросам, касающимся обеспечения транспортной безопасности и охраны объектов транспортной инфраструктуры с руководством ОАО «РЖД», в том числе и посредством видеосвязи.

– Существуют ли критерии оценки работы членов Ассоциации за конкретный период? И каковы результаты за прошедший год?

– В целом введение саморегулирования в области железнодорожной транспортной безопасности позволило добиться следующих результатов:

установлены единые обязательные для выполнения стандарты и правила оказания охранных услуг и услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах железнодорожно-транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

разработан регламент ношения форменной одежды в целях соответствия единого подхода к внешнему виду сотрудников подразделений транспортной безопасности и охранных организаций, оказывающих услуги в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте;

 осуществляется анализ деятельности охранных предприятий и предприятий транспортной безопасности;

осуществляется контроль за деятельностью охранных предприятий и предприятий транспортной безопасности в части соблюдения ими требований стандартов и правил, а также качества оказания услуг;

усилена ответственность членов Ассоциации в части соблюдения требований действующего законодательства, профессиональных стандартов и правил обеспечения безопасности, правил деловой и профессиональной этики;

создан единый круглосуточный мониторинговый центр для осуществления оперативной передачи информации со всех объектов ОАО «РЖД»;

установлены научно-технические, творческие и экономико-правовые связи с широким кругом государственных и частных структур в сфере обеспечения безопасности.

Ассоциация уделяет пристальное внимание формированию положительного имиджа сотрудников транспортной безопасности, выработке основ вежливого обращения с пассажирами вокзальных комплексов и делового этикета.

– Какие, на Ваш взгляд, есть наиболее острые проблемы в сфере транспортной безопасности? Каким Вы видите их решение?

– Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года уже обозначила и закрепила основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности. Это достижение адекватного понимания институтами государственной власти роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России; существенное увеличение целевого финансирования в решении проблем транспортной безопасности; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере транспортной безопасности, приведение её в соответствие с международными требованиями (стандартами); создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности и пр.

Так, в процессе проведения подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности перевозчики, субъекты транспортной инфраструктуры, и особенно подразделения транспортной безопасности, зачастую сталкиваются с большим количеством проблем, поскольку нормативное правовое регулирование вопросов, связанных с подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности, нуждается в совершенствовании.

Членом Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и строительству А.С.  Старовойтовым было отмечено, что в настоящее время подготовка специалистов в области транспортной безопасности осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Соответственно повышение предполагает само наличие такой квалификации, требования к которой должны определяться Единым квалификационным справочником. К сожалению, в данном документе на сегодняшний день отсутствует раздел по требованиям для всех категорий сил обеспечения транспортной безопасности, так как профессий и должностей сил обеспечения транспортной безопасности попросту нет.

Далее следует отметить, что универсальность норм транспортного законодательства по отношению к различным видам транспорта – авиационному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, железнодорожному, метрополитену, а также к дорожному хозяйству – не способствует качественной подготовке сил обеспечения транспортной безопасности. Следует учитывать, что каждый вид транспорта имеет свою отраслевую специфику, влияющую и на требования к специалистам, обеспечивающим транспортную безопасность. Поэтому единое аттестационное свидетельство «на все виды транспорта» представляется нецелесообразным, равно как и объединение программ подготовки специалистов подразделений транспортной безопасности. Поэтому представляется, что возможно проведение совместного обучения по общим, единым блокам для каждого вида транспорта, а специфичные вопросы, возникающие в правовом регулировании для каждого вида транспорта, можно прорабатывать уже на местах, в форме инструктажей.

Необходимо обратить внимание и на то, что Федеральным законом «О транспортной безопасности» предусмотрено, что подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности проводятся разными юридическими лицами.

Такой подход, безусловно, не повышает качества профессиональной подготовки в соответствующей образовательной организации, равно как и её ответственности за конечный результат, если по итогам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в органе аттестации или аттестующей организации работник сил обеспечения транспортной безопасности не проходит предусмотренных законодательством проверок. Таким образом, законодательно сделан упор на дополнительном контроле знаний, умений и навыков работников сил обеспечения транспортной безопасности, но не отмечена необходимость повышения качества подготовки в образовательных организациях.

Таким образом, проблема отрыва института аттестации сил обеспечения транспортной безопасности от процесса подготовки законодательно не решена, что представляется нелогичным и юридически невыверенным. Можно предложить следующие пути решения проблемы – необходимо тщательно проработать вопрос и изменить смысл и порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, увязав их напрямую с процессом их подготовки, упростив процедуры проведения аттестации и одновременно повысив ответственность за качество подготовки. Кроме того, рассмотреть возможности объединения процедуры подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности для снижения экономической и временной нагрузки при допуске работников к работам, связанным непосредственно с обеспечением транспортной безопасности, в том числе определения периодичности подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Метки:
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Анатолий ДАНИЛОВ

Председатель Правления Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности

Решать проблемы негосударственной сферы безопасности необходимо путём объединения, в том числе и на базе саморегулирования

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость