Николай Рогожкин: НСБ является одной из значимых отраслей экономики страны

Опубликовано: 18.02.2021 16:27
Фото – tass.ru

Член правления РСПП, председатель комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Николай Рогожкин в интервью журналу «Мир Безопасности» ответил на вопросы по теме: «о роли и месте негосударственной сферы безопасности в общей системе общественной и национальной безопасности страны».

– Николай Евгеньевич, расскажите, что собой сегодня представляет негосударственная сфера безопасности? 

– Негосударственная сфера обеспечения безопасности по своей сути представляет собой совокупность частных предприятий, негосударственных служб и организаций, основной целью функционирования которых является предоставление гражданам на платной основе услуг по охране интересов людей, различных субъектов предпринимательской деятельности, связанных с обеспечением безопасности.

Термин «негосударственная служба безопасности» впервые официально был введен в оборот в 2012 году. В настоящее время указанный термин довольно часто используется в научных исследованиях по проблемам деятельности ее субъектов, средствах массовой информации, официальных названиях различных комитетов и комиссий, в ходе мероприятий, проводимых субъектами НСБ.

По данным экспертов, НСБ в общей сложности объединяет более 2 миллионов человек, ее субъекты располагают реальными возможностями для участия в решении масштабных государственных задач.

НСБ в настоящее время является одной из значимых отраслей экономики страны.

Как самостоятельная отрасль экономики НСБ представляет собой совокупность однородных предприятий, организаций, учреждений, физических лиц – индивидуальных предпринимателей, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов, выполнением работ и оказанием услуг безопасности, профессиональной подготовкой специалистов, работающих в НСБ, защитой прав и законных интересов субъектов НСБ.

По количеству занятых в указанной сфере работников, объему оказываемых услуг, производимых товаров и работ НСБ занимает значимое место среди других отраслей экономики. Об этом свидетельствует анализ современного состояния рынка товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых и оказываемых субъектами НСБ.

– Можно ли в настоящее время утверждать, что в России сложилась вполне внятная система НСБ?

– Для такого утверждения имеется ряд объективных оснований.

  1. В основном определены субъекты НСБ.
  2. Значительная часть субъектов НСБ закреплена в различных классификаторах (например, в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности в разделе 80 «Услуги по обеспечению безопасности и проведению расследований»).
  3. Статус НСБ закреплен в названии ряда официальных органов.
  4. При активном участии общественных и научных организаций НСБ подготовлены проекты федеральных законов, касающихся деятельности субъектов НСБ, а также выработаны предложения по совершенствованию национального законодательства.
  5. Проведены четыре международные конференции по вопросам развития НСБ: в Казахстане (г. АлмаАта), РФ (г. Уфа), Киргизии (оз. ИссыкКуль), Китае (г. Урумчи). По проблемам НСБ систематически проводятся обсуждения в Общественной палате, ТПП, Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности.
  6. Активно ведутся научные исследования в части, касающейся деятельности субъектов НСБ.
  7. Деятельность субъектов НСБ освещают информационный портал «ГардИнфо», интернет-сайты ассоциаций и общественных объединений, а также известные журналы «Мир безопасности», «Системы безопасности», «Противопожарная защита», «Транспортная безопасность и технологии», «Охрана труда» и др.

– Какой вклад внесли или продолжают вносить субъекты НСБ в обеспечение национальной безопасности страны?

– Субъекты НСБ входят в негосударственную систему обеспечения национальной безопасности (приложение 2). Участие субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности осуществляется посредством осуществления ими уставной деятельности, реализации гражданских прав и обязанностей.

Субъекты НСБ, взаимодействуя между собой, обеспечивают комплексную защиту охраняемых объектов, населенных пунктов, территорий и объекты гражданских прав. При этом они тесно сотрудничают с местными органами самоуправления и правоохранительными органами. Все это позволяет интегрировать объекты различных форм собственности в системы безопасности территорий, обеспечивая им высокий уровень защищенности.

Ежедневно десятки тысяч частных охранников патрулируют улицы населенных пунктов. За год ими задерживаются десятки тысяч нарушителей общественного порядка, лиц, находящихся в розыске. ЧОО активно участвуют в обеспечении безопасности публичных мероприятий (выборы законодательных и исполнительных органов, культурные мероприятия, спортивные соревнования и проч.), антитеррористической защиты объектов.

– Каковы основные проблемы в развитии НСБ и почему они имеют место быть?

– Проблем, как таковых, достаточно много, и они порой вытекают одна из другой. Приведу некоторые из них:

  1. Отсутствие сформулированной единой государственной политики по использованию субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности.
  2. Несовершенство законодательства, регулирующего профессиональную деятельность субъектов НСБ.
  3. Равнодушие органов исполнительной власти к вопросам развития бизнеса субъектов НСБ, а также организации их взаимодействия с государственными субъектами обеспечения национальной безопасности.
  4. Коммерциализация деятельности государственных органов в области безопасности.
  5. Отсутствие условий для инвестиций в бизнес субъектов НСБ.
  6. Отсутствие государственного органа, который представлял, координировал и защищал бы права и законные интересы субъектов НСБ.
  7. Несовершенство законодательства по организации закупок для государственных и муниципальных нужд.
  8. Рекомендательный характер национальных стандартов для товаров, работ и услуг в области безопасности.

Основная причина указанных проблем заключается в том, что в России есть влиятельные лица, которые не заинтересованы в развитии и укреплении НСБ.

– Как развивается НСБ в других странах и какую она играет роль в их безопасности?

– В развитых странах субъекты НСБ практически полностью находятся в сфере интересов государственных силовых ведомств и специальных структур. Они не только осуществляют тесное взаимодействие с ними при решении вопросов в области безопасности, но и используют их потенциал для решения своих кадровых проблем и трудоустройства бывших сотрудников государственных органов.

В странах бывшего СССР наиболее грамотная политика в отношении субъектов НСБ проводится в Республике Казахстан. Здесь проведено разделение сфер деятельности государственных и негосударственных субъектов безопасности. За образцовое выполнение служебного долга работники субъектов НСБ награждаются государственными наградами. В остальных странах бывшего СССР субъекты НСБ не пользуются особым вниманием со стороны государственных структур.

– Каковы пути развития НСБ в интересах укрепления безопасности страны? Какие задачи могут решить ЧОО, заменив по отдельным направлениям государственные структуры безопасности, тем самым облегчив финансовую нагрузку на государственный бюджет?

Включение НСБ в систему обеспечения национальной безопасности, планы социально-экономического развития Российской Федерации, дальнейшего структурирования субъектов НСБ (создания условий для укрупнения, объединение в союзы, ассоциации, СРО), формирование ее органов управления, а также привлечение субъектов НСБ для реализации проектов «Безопасный город (территория)» и комплексных программ по профилактике и предупреждению правонарушений.

Субъекты НСБ не должны и не могут заменять или подменять государственные структуры безопасности. Каждый из них решает свои задачи, используя силы и средства, предусмотренные законодательством. Субъекты НСБ участвуют в обеспечении национальной безопасности в основном посредством осуществления своей уставной деятельности, успешно сочетая при этом частные и публичные интересы.

Участие субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности позволяет государственным субъектам обеспечения национальной безопасности сосредоточить усилия на решении наиболее важных проблем в области национальной безопасности.

Облегчить финансовую нагрузку на государственный бюджет возможно путем исключения у отдельных государственных органов несвойственных для них функций (например, охранных, детективных, пожарных), вывода с рынка услуг безопасности государственных организаций и предприятий, расширения полномочий субъектов НСБ по защите собственности, жизни и здоровья, общественного порядка от противоправных посягательств, а также централизации управления в области безопасности, широкого внедрения цифровых технологий безопасности и связи.

– Что необходимо предпринять, чтобы эффективно использовать огромный потенциал НСБ в интересах государства? 

– В настоящее время имеющиеся у НСБ возможности государством используются не в полной мере. В целях более эффективного использования потенциала НСБ в интересах государства необходимо:

  • сформулировать единую государственную политику по использованию субъектов НСБ для обеспечения национальной безопасности;
  • привести законодательство, регламентирующее деятельность субъектов НСБ, в соответствие с государственной политикой в этой сфере;
  • создать при Президенте Российской Федерации и его полномочных представителях в федеральных округах общественные советы по работе с субъектами негосударственной сферы безопасности;
  • вписать НСБ в силы национальной безопасности и планы социально-экономического развития Российской Федерации;
  • провести структурирование НСБ и формирование ее органов управления;
  • внедрить в регионах методику формирования основ негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Базовое законодательство для реализации указанных направлений разработано в рамках МПА СНГ и ПА ОДКБ.

В заключение хочу сказать следующее. В марте 2022 года исполняется 30 лет со дня принятия Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который по праву можно назвать основополагающим законодательным актом, определившим НСБ в нашей стране. В связи этим предлагаю всем заинтересованным лицам, и в первую очередь руководителям крупных объединений и организаций в сфере безопасности, создать Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 30-летию образования НСБ. Провести мероприятие по созданию данного Оргкомитета на базе РСПП в апреле сего года.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Метки:

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость