Получение и подтверждение квалификации. Почувствуйте разницу

Опубликовано: 29.04.2021 12:16
Комментариев: Комментариев нет
Просмотров: 75

Всеобщим массовым способом получения квалификации в Российской Федерации по профессиям рабочих, должностям  служащих является освоение программ профессионального обучения, сдача квалификационного экзамена и оформление образовательной организацией свидетельства о профессии рабочего, должности служащего с указанием квалификации. С “присвоением” разрядов, классов или категорий (при наличии).

Процедура получения (оформления) квалификации схематично указана в статье 60 Закона “Об образовании в Российской Федерации” и подробнее в Приказе Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 № 438 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения”.

Приказ твёрдо опирается на законодательство Российской Федерации, на которое даются концевые сноски:

1 — на часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

2 — на часть 15 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

3 — на часть 6 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

4 — на часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

5 — на часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

6 — на часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

7 — на часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

8 — на часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

9 — на часть 11 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

10 — на часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

11- на часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

12 — на часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

13 — на часть 9 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Кто ещё раз хочет уяснить для себе методику присвоения квалификаций для рабочих и служащих, перечитайте пункты 15–21 Приказа, в особенности пункты 19, 20 и 21.

Обзор документа дает следующую характеристику регулируемых им правоотношений:

“Урегулирован порядок разработки программ профобучения в УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ профессиональной квалификации и на производстве. Уточнен порядок получения квалификации по профессии рабочего, должности служащего”.

Ещё раз, пункт 20: “Квалификация, указываемая в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, даёт её обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам профессионального обучения”. Это как раз об охранниках, среди которых (как утверждают оппоненты) “нет ни одного квалифицированного”.

Для профессии “охранник” существует отдельное прямое указание, изложенное в пункте 9 Приложения № 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 (ред. от 10.07.2020) “Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности”.

Пункт 9 “По итогам экзамена не позднее трёх рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения выдаётся документ о квалификации, в который включаются сведения о разряде (классе, категории), установленного по результатам профессионального обучения”.

Указанным выше путем получения квалификации, установленным законодательством Российской Федерации, идут десятки миллионов рабочих и служащих, не имеющих среднего профессионального или высшего образования.

Существует порядок подтверждения квалификации.

Он предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 “Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена”. Определение понятия “соискатель”, в целях проведения независимой оценки: работник или претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, которое обратилось, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОЕЙ квалификации в порядке, установленном Федеральным законом “О независимой оценке квалификации” и настоящими правилами. Ощущаете разницу?

Соотношение соискателей, желающих добровольно получить квалификацию по профессиям рабочих, должностям служащих, совокупно с квалификациями специалистов среднего звена и руководителей, и тех, кто добровольно желает подтвердить квалификацию ее независимой оценкой, определяет рынок труда.

За пять лет и неполных 10 месяцев (с июля 2016 года) востребованность подтверждения квалификации независимой оценкой по всем категориям соискателей составила 109 000.

В то же время, аттестационными комиссиями образовательных организаций, после квалификационного экзамена, присваивалась квалификация и проводилось обучение для её повышения остальному контингенту. Что для “независимых” составило около 0,15 % общего количества трудоспособного населения, или около 0, 36 % от квалифицированных работников и специалистов. Основное количество проявивших желания пойти на независимую оценку составили представители профессий из вертикального транспорта (лифтовики), энергетики и специалисты финансового рынка. Остальные советы по профессиональным квалификациям в основном ограничивались в области применения уже принятых профессиональных стандартов организацией  профессиональной подготовки по числящимся за ними областям (видам) профессиональной деятельности. То есть вопрос о добровольности прохождения независимой оценки пока не в достаточной степени востребован рынком труда. Но НСПК принимаются все необходимые меры…

Наиболее отрицательная динамика с независимой оценкой предсказуема в отрасли (не станем наделять её заслуженным возведением до “области” профессиональной деятельности) — в частной охранной деятельности. Где охранники, для получения допуска в профессию, сдают не один, а два экзамена:

- квалификационный, один раз в 5 лет,

- и применяемую по аналогии периодическую проверку — ежегодно.

Перспективу для проведения независимой оценки представляют только выделившиеся новые профессии:

работник охраны образовательных организаций и работник охраны медицинских организаций. Где профессиональное обучение соискатели проходят совершенно по другим программам ПЕРЕПОДГОТОВКИ, в управляемых объединениях работодателей.

     Объективная величина — востребованность рынком, перечеркивает расчеты деловых людей в отношении “области” (отрасли) в целом. Когда как общее количество рабочих мест работников охраны образовательных организаций и медицинских организаций, при создании условий труда в режиме нормального рабочего времени, составляет сотни тысяч квалифицированных работников, по минимальному расчету количества постов. Эти две профессии одни могут в разы перекрыть общий вклад всех остальных СПК в количество сдавших профессиональный экзамен. Но означенный управляемый процесс зависит от организующей роли отдельных наиболее квалифицированных руководителей.

Продолжение следует…

Метки:

Обсуждение закрыто.

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Анатолий ДАНИЛОВ

Председатель Правления Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности

Решать проблемы негосударственной сферы безопасности необходимо путём объединения, в том числе и на базе саморегулирования

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость