Последовательная политика возвращения в школу духовно-нравственных ценностей, утраченных в последние десятилетия прошлого века, не может не радовать российское гражданское общество. Главное достижение в изменении оценки образования как процесса. Образование — не услуга, а воспитательно-образовательной процесс приобщения молодого поколения к духовно-нравственным ценностям исторически складывающейся веками российской культуры содружества народов. Положительно воспринимается возвращение в школу одинаковой повсюду формы, берущей начало с 1834 года. Именно тогда началась история школьной униформы, вместе с утверждением общей системы всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе для средней школы. В 1918 году гимназическая форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. В 1935 году постановлением правительства СССР снова восстановлена. Но только с 1947 года удалось полностью ввести школьную форму. Школьная форма была отменена в 1992 году.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» ввел в действие статью 38 «Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся». Приводим части 1,2,3 и 6:
Часть 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Часть 2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Часть 3. Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Часть 6. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
Однако, за 10 лет было не очень заметно, что с ношением формы что-то изменилось. Причина – в передаче решений на усмотрение руководителей образовательных организаций (см. часть 1).
В настоящий момент вопрос о введении формы приобретает новое звучание. Остается надежда, что очередь возвращения традиций культуры в школе дойдёт и до пионерской организации. В этом же ряду стоит военная подготовка и патриотическое воспитание. Мы жили во времена, когда дети в школах представить себе не могли, что в их среде возможен «булинг», «колумбайн» или другие антиобщественные течения, по примеру бытующих в других странах, других культурах.
Можно констатировать что руководство Министерства просвещения Российской Федерации, поддерживаемые Правительством Российской Федерации, активизировало меры по возвращению лучшего наследия организации воспитательно-образовательного процесса в нашей стране. Закон Божий, молодёжные и детские организации, патриотическое воспитание, с уважением к национальным историческим ценностям — все эти меры способствуют прививанию с детского возраста правильного образа жизни.
Возвращение в школу утраченных духовно-нравственных ценностей – общественная государственная задача следующих десятков лет.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"