На «рисунке 2» из материала за 7.05.2025, в учебно-информационном ресурсе №9, мы видим полную схему информационных технологий, обеспечивающих возможность охраннику образовательных организаций самостоятельно подготовиться к аттестационной сессии по основной программе переподготовки.
Известно, что переподготовка требуется лицу, уже имеющему статус Охранника 4–6 разрядов, для овладения новой профессией «Охранник образовательной организации».
В целом комплекс источников, окружающих обучающегося на рисунке получения информации по новой профессии, удобнее охарактеризовать как «управляемое самообразование», т.к. он все же включает сочетание других влиятельных форм.
Обратите внимание: в основе самообразующих направлений находится портал учебно-информационных ресурсов. Пока их 9 (девять). Ресурсы называются по-разному. Возможно считать их «модулями», но чтобы не возникало путаницы с модулями основной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охранник образовательной организации». Портал удобен для самообразовательной деятельности работников охраны образовательных организаций по всем четырем, имеющимся в профессиональном стандарте, уровням квалификации. Взгляните на таблицу «Описание уровней квалификации», на основные пути достижения уровня квалификации по 2–5 уровням из приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 года №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»:
2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих. Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Дополнительные профессиональные программы.
Вы легко заметите, что для всех четырех уровней квалификации в приказе (которые дублируются в профессиональном стандарте «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций») пригодны (и удобны) «Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих». Затем лишь исключением, что для 2 (второго) уровня квалификации нет программ повышения квалификации. Так как нельзя повысить то, чего еще нет. Можно повторить: освоивший основную программу профессионального обучения – программу переподготовки, может претендовать на любую должность, с квалификацией со 2‑го до 5‑го уровня включительно. При наличии дополнительных условий.
К дополнительным условиям относится уровень образования, когда-либо полученного соискателем.
Вывод: для соискателей квалификации по 2–5 уровням необходимо выполнение требований к образованию и освоение одинаковой для всех, основной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих. Сроки освоения определяются образовательной организацией.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 №438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»:
п.10. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
п.11. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (срок действия до 1 сентября 2025 года):
п.12 — Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 года №266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», вступающим в силу с 1 сентября 2025 года и действующего до 1 сентября 2031 года,
п.18. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Срок освоения программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов, срок освоения программы профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Предлагаем ознакомиться с таблицей характеристик (направлений) девяти учебно-информационных ресурсов «Самообразования».
№п/п Наименование ресурса Содержание информации, раскрываемой ресурсом для обучающихся Количественное наполнение информационными единицами
1 Учебно-информационный ресурс №1 Образцы практических квалификационных работ, сопровождаемых положительными примерами из практики, в целях использования в самоподготовке к итоговой аттестации по основной программе. 29 разделов, куда вошли 72 квалификационные работы отличников учебы, сопровождаемых примерами из практики на объектах членов СРО.
2 Учебно-информационный ресурс №2 Обучающие сериалы о факторах профессиональных действий, умений и знаний, распределенные по учебным модулям основной программы профессионального обучения «Охранник образовательной организации» 9 обучающих сериалов, куда вошли 35 учебных фильмов-рассказов.
Учебно-информационный ресурс №3 «Для тех, кто хочет узнать»: сведения о наиболее примечательных событиях из криминальных посягательств на безопасность образовательных организаций за последние 150 лет. Описание 11-ти событий с анализом их возникновения.
Учебно-информационный ресурс №4 Нормативная постатейная и дополнительная обучающая база характеристик каждого модуля, и компетенций охранника образовательной организации, в целях детализации непрерывной самоподготовки «Охранник образовательной организации». 108 законодательных и нормативных актов, распределенных по рассматриваемым ресурсами вопросам и модулям программы.
Учебно-информационный ресурс №5 «Обучение на производстве» выполнение соискателями учебно-производственных заданий на рабочем месте – на объектах и территориях охраняемых образовательных организаций. 9 материалов о выполнении учебно-производственных заданий на рабочем месте охранника.
Учебно-информационный ресурс №6 Промежуточная и итоговая аттестации основной образовательной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охранник образовательной организации» и разъясняющие материалы. 28 материалов о подготовке обучающихся и образовательной организации к аттестационной сессии.
Учебно-информационный ресурс №7 Обучение мерам по сохранности, обращению и правомерности применения служебного огнестрельного оружия и специальных средств в зоне, приближенной к линии боевого соприкосновения или максимального уровня реагирования. 7 материалов, со специальными заданиями из фонда оценочных средств, о правомерности обращения служебного огнестрельного оружия и специальных средств.
Учебно-информационный ресурс №8 Саморегуляция – персональное свойство, необходимое охраннику стационарного поста. Сосредотачиваются материалы о пагубных для организма последствиях непрерывного стресса и эмоционального выгорания, и техниках саморегуляции (в развитии).
Учебно-информационный ресурс №9 Информационно-технологическое обучение, формы которого используются в СРО Ассоциация «Школа без опасности» и АНО ДПО Учебный центр «СБ Рост». Сосредотачиваются материалы о техниках информационно-технологического обучения для членов СРО и о сочетании форм их применения в обучении.
(На июнь 2025г. – 5 материалов).
Содержание всех ресурсов «Самообразования» будет пополняться новыми технологическими изменениями в правовой базе, имеющими значение примерами.
О наших планах развития информационной базы «Самообразования» см. продолжение.
Все без исключения представленные ресурсы постоянно пополняются новыми материалами и технологиями обучения.
Размещаем схематическое указание о том, как найти портал «Самообразование» и включенные в него ресурсы.
Портал, как и весь сайт СРО Ассоциация «Школа без опасности», открыты для свободного посещения круглосуточно.
Иные показатели, с указанием других информационных ресурсов по основной программе профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, в продолжении.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"